Немало людей с иностранными фамилиями прославило и российскую науку, и саму Россию. Один из них – российский историограф немецкого происхождения Герхард Миллер. Первый историк Сибири, пионер русской археологии и археографии, уже в очень преклонном возрасте совершил длительное путешествие по Московской губернии, результатом которого стала серия статей об истории подмосковных городов и монастырей.
Герхард Миллер появился на свет 18 октября 1705 г. в немецком Герфорде (Вестфалия) в профессорской семье. После окончания гимназии в 17 лет поступил в Ринтельнский университет, а затем перевелся в Лейпцигсий университет, где слушал лекции по лингвистике, этнографии, истории. Получив степень бакалавра, отправился в 1725 г. в г. Санкт-Петербург, где как раз создавалась Императорская Академия наук. Владея русским, французским, английским, нидерландским, шведским, датским, древнегреческим и другими языками, он преподавал в гимназии, открывшейся при академии, латинский язык, историю и географию. В 1728 г. стал первым редактором единственной тогда газеты «Санкт-Петербургские ведомости», а в 1731 г. в возрасте двадцати пяти лет получил звание профессора.
В 1733 г. Г. Миллера, по его желанию, включили в состав Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга. В качестве неофициального руководителя академического отряда он в течении десяти лет колесил по Сибири. Он посетил все уральские и сибирские уезды, обследовал и описал татарские, остяцкие, корякские, вогульские и русские городища, составил словари языков и диалектов сибирских народов, собрал археологическую и этнографическую коллекции (одежда, идолы, ювелирные изделия и прочее), которые передал в Кунсткамеру. Приобрел для Академии почти все известные в настоящее время сибирские летописи (в том числе и знаменитую Ремезовскую). Под его руководством в сибирских архивах 20 городов было скопировано около 10 000 документов по истории Сибири, что оценивается современными исследователями как «архивный подвиг» ученого. Некоторые подлинники этих документов с тех пор сгорели или обветшали, а именно Миллер сохранил их для будущего.
Десять лет скитаний по Сибири для человека европейской культуры были, конечно, нелегким испытанием. Миллер тяжело болел, едва не ослеп, но зато нашел себе спутницу жизни – вдову немецкого хирурга. В Петербург Миллер вернулся в 1743 году с 38 фолиантами («портфелями») копий архивных материалов, касавшихся не только сибирской, но и общероссийской истории. Откликнувшись на предложение заняться написанием истории Сибири, он в итоге посвятил этому почти 15 лет.
В 1747 г. по указу Екатерины II Герард Фридрих Миллер стал первым официальным историографом (впоследствии эту должность занимал Карамзин, претендовал на нее и Пушкин). Через год для продолжения службы в стране он принял российское подданство и стал именоваться Федором Ивановичем Миллером.
В 1748 г. Миллер становится первым ректором Академического университета Петербургской академии наук, с 1754 года в качестве конференц-секретаря Академии отвечает за официальную переписку с иностранными учеными. В 1765 г. он переводится в Москву и назначается главным надзирателем Воспитательного дома, а в марте 1766 г. становится начальником Московского архива Коллегии иностранных дел. И превращает архив в научное учреждение, обеспечивавшее историков необходимыми материалами для исследований.
Когда Г Миллеру перевалило за семьдесят, он по совету «искусных врачей» решает отправиться в небольшое путешествие «для поправления своего здоровья» и для того, чтобы «учинить Московской провинции географическое описание». В 1778–1779 гг. во время поездки по Московской губернии он посетил и описал Коломну, Переславль-Залесский, Можайск, Рузу, Звенигород, Дмитров, другие города и села, Троице-Сергиеву лавру, Саввино-Сторожевский монастырь, Александрову слободу (с 1778 г. г. Александров), некоторые усадьбы и пр. Итогом путешествия стал путевой дневник и исторические очерки, которые являлись научным трудом и были лишены экспрессивных описаний красот природы, а также лирико-философских или общественно-политических размышлений.
В Центральном государственном архиве Московской области в личном фонде ветерана труда, внештатного корреспондента районной газеты «Красное знамя» и краеведа Алексея Герасимовича Иванова сохранился отрывок из исследовательской работы Герарда Миллера «Описание городов Московской провинции. Поездка в Можайск, Рузу и Звенигород». По мнению Миллера «сколь некоторыя города по нынешнему их состоянию ни маловажны, заслуживают быть изследованы и обнародованы, потому что они всегда к объяснению всеобщей истории государства несколько способствуют».
Дав краткую характеристику лежащих по дороге до Рузы сел и деревень, Миллер приступает к описанию города, не забыв упомянуть об «экскурсоводе» – «здешнем воеводе и надворном советнике Иване Аглоблине»: «что называется собственно городом, имеет в окружности 468 сажень на крутой горе, от реки вышиною от 12 до 13 сажень, а с другой стороны окружен он валом, коим и та сторона помощию глубокаго рва зделана неприступною. Отверстие в городском валу с верхней стороны реки, которое только одно и есть, откуда въезжают в город, можно бы назвать воротами, когда б там построено было нечто такое, чтоб отворять и запирать можно было. В сей окружности городской стоит соборная церковь каменная во имя Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца, воеводская канцелярия деревяннаго строения, каменная палата для казны, казенной соляной анбар и два жилыя двора для воеводы и воеводскаго товарища, оба деревянныя; все прочее место в городе пусто и обросло травою. Вид с горы на заречную сторону есть несравненно приятной. В нижней части города на посаде три приходския церкви деревянные: Димитрия Селунскаго, Покрова Богородицы и Бориса и Глеба. Обывательских же дворов в 5 слободах 285. Слободы: Никольская, Покровская, Борисовская, Ивановская и Заречная, из коих последняя имеет свое звание от того, что лежит супротив города на заречном берегу реки Рузы. В городе 3 кабака, да 7 в уезде».
Вот такой увидел Рузу в конце XVIII века Миллер, первым описавший уездный город, где проживает «с купечеством и мещанством в городе и уезде всего на все 23 204 человека».
Свою научную деятельность Г.Ф. Миллер продолжал до последних дней. Незадолго до смерти в 1783 г. был произведен в действительные статские советники и награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. Девиз этого ордена – «Польза, честь и слава», также можно отнести и к жизни Миллера.