Отечественный военно-морской флот имеет давнюю и славную историю. В его составе служило немало выдающихся флотоводцев. Одним из них был российский и советский военно-морской деятель, контр-адмирал Русского императорского флота, первый командующий Морскими силами РСФСР Василий Михайлович Альтфатер. В Центральном государственном архиве Московской области на хранении имеются документы и фотографии этого защитника Родины, навсегда соединившего свою жизнь с кораблями.
Родился Василий Михайлович Альтфатер 4 (16) декабря 1883 года в г. Варшаве в семье генерала от артиллерии и члена Государственного совета Михаила Егоровича Альтфатера. После окончания Морского кадетского корпуса, служил вахтенным начальником на броненосце «Император Александр II», на миноносцах «Выносливый» и «Внимательный». В 1902 году был зачислен в Квантунский флотский экипаж, а через год принят на службу вахтенным начальником и младшим штурманским офицером на крейсере «Аскольд». На нем в составе Первой Тихоокеанской эскадры во время русско-японской войны принимал участие в обороне Порт-Артура. Здесь 31 марта 1904 года Василий Альтфатер отличился, о чем есть упоминание в энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР»: «Вдруг мощный взрыв вздыбил шедший впереди под флагом командующего броненосец «Петропавловск». Окутанный густым облаком дыма, огромный корабль в считанные минуты исчез в морской пучине, лишь горстка людей барахталась в воде, уцепившись за плавающие обломки. К месту трагедии со всех сторон устремились катера и шлюпки. Одной из шлюпок командовал младший штурманский офицер крейсера «Аскольд» В.М. Альтфатер. Держался он спокойно, отдавал четкие команды, помогая матросам вытаскивать из воды оглушенных взрывом раненых и обожженных моряков».
В то время отважному офицеру едва исполнился двадцать один год, а он уже получил свою первую награду «за отличную распорядительность» при спасении моряков с броненосца «Петропавловск» – орден Св. Анны 4-й степени с надписью: «За храбрость».
Через год В.М. Альтфатер вернулся на Родину, служил на Балтийском флоте, успешно окончил в 1908 году Морскую академию. Получив высшее военное образование, плавал старшим штурманом, затем старшим офицером на канонерской лодке «Бобр». Василий Альтфатер зарекомендовал себя исполнительным, добросовестным и трудолюбивым офицером, и эти качества не остались незамеченными. В 1912 году его переводят в Морской Генеральный штаб, а с началом Первой мировой войны он возглавляет военно-морское управление 6-й армии, которой в оперативном отношении подчинялся Балтийский флот. Именно под руководством Василия Михайловича в южной и юго-восточной части Балтийского моря была создана система активных минных заграждений, усилена оборона Моонзундского архипелага и Свеаборгской крепости.
1917 год В.М. Альтфатер встретил на посту помощника начальника Морского Генерального штаба. После Октябрьского вооруженного восстания он в качестве военного эксперта при советской делегации принимал участие в переговорах с Германией. К этому времени у него окончательно созрело решение стать в ряды защитников революции, о чем своем рапорте написал: «Я служил до сих пор только потому, что считал необходимым быть полезным России там, где могу, и так, как могу. Но я не знал вас и не верил вам. Я и теперь еще многого не понимаю и вашей политике. Но я убедился в одном, я убедился, что вы любите Россию больше многих из наших. И теперь я пришел сказать вам, что я ваш».
В конце апреля 1918 года В.М. Альтфатер по предложению Я.М. Свердлова был назначен членом коллегии Народного комиссариата по морским делам. В этой должности Василий Михайлович успешно выполнил ряд заданий и указаний В.И. Ленина, касающихся формирования и повышения боеспособности озерных и речных военных флотилий. Это обстоятельство, кроме прочих факторов, сыграло решающую роль при назначении В.М. Альтфатера на должность члена Революционного военного совета Республики, а 17 октября 1918 года приказом РВСР № 441 назначен на должность командующего морскими, речными и озёрными силами Республики.
Василий Михайлович Альтфатер тогда не мог и предположить, что судьба отвела ему еще лишь полгода жизни. Он с головой окунулся в работу, ведь на карту было поставлено само существование Советской Республики, в защите которой не последнюю роль призван был сыграть флот.
Весной 1919 года В.М. Альтфатер держал в центре своего внимания ход работы по восстановлению боеспособности флота и формированию его ядра – Действующего отряда. Балтийские моряки совместно с рабочими Кронштадта и Петрограда сумели в короткий срок отремонтировать корабли и к началу навигации Действующий отряд включал два новых и один старый линкор, крейсер, шесть эсминцев и семь подводных лодок, а всего 51 военный корабль. Этот отряд в последующем сыграл большую роль в защите морских подступов к Петрограду и в борьбе с флотом интервентов, рыскавшим в Финском заливе. Оценивая деятельность Альтфатера, начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс впоследствии отмечал, что «если Советская Республика сохранила свой военный флот, то здесь главная заслуга и первая честь принадлежит именно Василию Михайловичу».
Решая неотложные практические задачи, он находил время и для разработки теоретических основ применения флота. В начале 1919 года Морской генеральный штаб под руководством В.М. Альтфатера наметил ряд мер по организации обороны Петрограда. Предусматривалось поставить минные заграждения в Финском заливе и на Неве, привести в боевую готовность Балтийский флот, Ладожскую военную флотилию и Кронштадтскую крепость, подготовить к взрыву мосты через Неву. Но претворить в жизнь намеченное Василию Альтфатеру было не суждено. В ночь на 20 апреля 1919 года он скоропостижно скончался от инфаркта. Имя первого командующего Морскими Силами Республики было присвоено вооруженному пароходу «Петроний», канонерской лодке «Донец» и бывшему эсминцу «Туркменец-Ставропольский».