Приближающееся 696-летие города Рузы – повод, вспомнить одно из самых ярких и важных событий в истории города. А помочь в этом может находящийся на хранении в Центральном государственном архиве Московской области фонд личного происхождения Льва Сергеевича Соколова, содержащий документы о праздновании в 1978 году 650-летия города Рузы.
Знакомясь с документальными свидетельствами городского юбилея, среди которых газетные статьи, фотографии, открытки, конверты, буклеты и книга «Рузский край», невольно проникаешься духом тех эпох, в которых жил и развивался город. В статьях для районной газеты «Красное знамя» известный краевед М.Д. Артамонов пишет: «Много было пережито за шесть с половиной веков существовании Рузы. Недаром на старом рузском гербе были изображены четыре обнаженных меча, «в знак многих сражений, случившихся при сем городе в древние времена». Они напоминали о битве в 1382 г. с войсками татарского хана, о борьбе с отрядами литовцев в начале XVI века, о героической обороне Рузы в 1618 году от нашествия польских интервентов. Не миновали Рузу и полчища Наполеона в 1812 году. Но самая страшная военная буря пронеслась над Рузой в конце 1941 и в начале 1942 года. В те тяжелые для нашей Родины дни, когда фашисты рвались к Москве, в районе был создан партизанский отряд. Много славных дел вписали партизаны в летопись Великой Отечественной войны. Теперь в городском парке возвышается стройный обелиск, воздвигнутый на могиле Героя Советского Союза С.И. Солнцева и его боевых друзей-партизан, отдавших жизнь за наше счастье. О тех героических днях напоминает «бронзовая» Зоя и памятники генералу Доватору и Лиде Матвеевой…».
Доподлинно неизвестно когда же возник город-страж на границе Московского и Смоленского княжеств, получивший свое название от одноименной реки и видевший под своими стенами татар и литовцев, французов и немцев. Летописцы-историки числят Рузу с XIV века, условившись считать отправной точкой не города еще, а «села Рузьского» духовную грамоту Ивана Калиты. Изначально Руза входила в удел города Звенигорода, а позже вместе с этим городом, а также Дмитровом, Можайском и Коломной составила костяк Московского княжества. Монголо-татарские орды сжигали Рузу как минимум дважды. После Дмитрия Донского удельные князья какое-то время «пасовали» городок друг другу, а потом земли отошли великому князю, и Рузский удел более не возобновлялся. При московской власти начался расцвет города, ставшего важным форпостом на пути к столице. Естественно, и крепость тут стояла весьма приличная: природный холм «Городок» подсыпали пятью-шестью метрами вала на бревенчатом скелете, довели общую высоту до двадцати-тридцати-сорока метров, опоясали рвом там, где не хватало нерукотворных препятствий – рек Рузы и Городнянки. Еще дважды город брался за оружие: в 1812 году ружане выдали ополчение и каждый десятый мужчина ушел в армию, да суровые мужики всю оккупацию тревожили французских фуражиров, а в 1941 году, когда фашисты прорвались на Верейском направлении, и Рузу пришлось оставить без боя, немалый им урон нанесли действующие в окрестных лесах партизаны.
«Достоянием истории стали имена многих ружан», читаем в юбилейном буклете 1978 года: «В Куликовской битве засадный полк воеводы Д.М. Боброка-Волынского обеспечил победу войскам Дмитрия Донского. Известный русский художник-революционер С.В. Иванов провел свои детские годы в Рузе. Свято чтут ружане память большевика-ленинца Д.М. Певунова, установившего Советскую власть в Рузском уезде». По подсчетам рузского старожила краеведа П.М. Смирнова, в списке знаменитых людей края около двухсот революционеров, писателей, композиторов, художников, ученых и артистов. Современное поколение ружан достойно своих земляков, о чем говорит высокая награда к 650-летию Рузы – Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, которой она была удостоена «за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве».
С большой любовью описывая родные рузские места, краевед М.Д. Артамонов в своей газетной публикации «Наш город» подчеркивает, что они также полюбились многим: «В разные годы бывали здесь А. Чехов и А. Бородин. На рузской земле долгое время жили Гиляровский, Пришвин», не только жили, но и «создавали свои произведения Новиков-Прибой, Паустовский, Фадеев, Гайдар», а по улицам города ходили «декабристы Якушкин, Шереметев, Раич, Вадковский и народники 60-70-х годов – писатель Николаев, рузский врач Шамарин и внук знаменитого поэта Ф.И. Тютчева».
А какой была Руза в те времена, можно увидеть с помощью комплекта открыток, на которых запечатлен город в начале XX века. На них Руза предстает мирным, патриархальным и консервативным городком, по которому даже екатерининская перепланировка прошла достаточно деликатно, аккуратно описав сеткой прямоугольных кварталов хаотичный старинный центр.
По сию пору Рузе удалось сохранить свою патриархальность и самобытность. Сегодня город – центр пищевой промышленности и популярное место отдыха москвичей.