Стальная магистраль завораживает, притягивает, увлекает, а если становится профессией, то наверняка – навсегда. Те же, кто многие годы посвятил работе на железной дороге, утверждают, что железнодорожник – не просто профессия, а состояние души. Ежегодно в первое воскресенье августа все рыцари стальных магистралей – машинисты, проводники, диспетчеры, кассиры, инженеры, кондукторы, операторы, составители поездов, ремонтники, монтеры пути, обходчики – отмечают День железнодорожника.
Впервые профессиональное торжество, объединяющее всех работников железнодорожного транспорта, стали отмечать еще в позапрошлом веке. Впрочем, давно в нашей стране появилась и сама железнодорожная отрасль экономики. К концу 19 века Россия занимала 1-ое место в мире по росту рельсовых путей.
Один из старейших «профдней» впервые был учрежден в 1896 году министром путей сообщения Российской империи Михаилом Хилковым. А вот дата праздника первоначально стала предметом дискуссий. Сначала торжество решили установить 30 октября, ведь именно в этот день в 1837 году первый русский поезд отправился из г. Санкт-Петербурга в Царское Село. Однако вскоре поняли, что осеннее ненастье не подходит для всенародных гуляний и перенесли праздник на 25 июня (6 июля по н.с.), в день рождения императора Николая I, который считается основателем железных дорог в России.
День железнодорожника регулярно отмечался вплоть до 25 июня 1917 года. После Октябрьской революции большевики отменили все царские праздники, но к тому времени традиция праздновать День железнодорожника стала уже всенародной. И по многочисленным просьбам трудящихся 30 июля 1935 года празднование этого дня было возрождено, получив название – Всесоюзный Сталинский день железнодорожника. Спустя два года имя советского вождя из названия убрали, а в 1940 году Совет народных комиссаров СССР перенес праздничную дату на ближайшее воскресенье августа. Днем железнодорожника праздник стал именоваться в 1980 году, превратившись в профессиональное торжество работников железнодорожной промышленности, чей труд заслуживает огромного уважения.
В Центральном государственном архиве Московской области хранятся документы Московского районного комитета профсоюза работников железнодорожного транспорта за 1917–1921 годы, дающие представление и о тяжелых условиях труда железнодорожников, и о борьбе профсоюзов за улучшение качества их жизни и деятельности. Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также кормила, вовлекая в сферу своего обслуживания, представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов – все они составляли особое трудовое сообщество, права которых отстаивал профсоюз.
Например, в 1918 году в своем ходатайстве председатель местного комитета Московско-Казанской железной дороги описывает условия труда старшего счетовода кассы М.Ф. Лаврова, который «в продолжение 13 лет ездил на линию… уплачивать содержание линейным служащим», находясь в дороге по 8–10 дней, «питаясь чем попало», подвергая «свой желудок постепенному заболеванию», простужаясь из-за выдачи «содержания при открытых дверях», усиленно работая «при таких обстоятельствах до пота лица». И обращается «с покорнейшей просьбою…о назначении Лаврову усиленного денежного вознаграждения… за 37-летнюю службу… с сохранением содержания и лечения за счет дороги», чтобы тем самым показать, «насколько справедливо товарищи решают судьбу служащих, которые потеряли свое здоровье на дороге».
В каких условиях трудились работники железнодорожного транспорта можно увидеть на фотодокументах Центрального государственного архива Московской области, где запечатлены токарные станки фабзавуча и столярная мастерская, рабочие вагонных мастерских и жилой вагончик станции Перово Московско-Казанской железной дороги в 1925 году.