Идут годы, все дальше отделяя нас от событий Великой Отечественной войны, но память о них остается. В том числе благодаря многочисленным документам, которые бережно хранятся в Центральном государственном архиве Московской области и помогают совершить исторический экскурс в героическое прошлое нашей страны. Среди документов, посвященных событиям Великой Отечественной войны, есть те, которые повествуют об истории воинских частей и соединений. Так в Центральном государственном архиве Московской области хранятся документы Рузского истребительного батальона за 1942-1945 годы.
Из этих документов следует, что свой славный путь 22-й Рузский истребительный батальон начал 16 июля 1941 года под руководством Рузской партийной организации. В соответствии с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов» он предназначался для борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника. И формировался из физически крепких и подготовленных в военном отношении добровольцев, не подлежащих призыву в действующую армию. Первоначально батальон состоял из 330 бойцов, командиром которых назначили капитана С.И. Гайдукова, а комиссаром – Николай Александрович Филицин (Фелицына). Многие бойцы не имели военной подготовки, а потому постигать азы военного дела и овладевать оружием им приходилось, находясь на казарменном положении и без отрыва от производства. Главной задачей бойцов истребительного батальона являлась надежная защита вверенного участка от проникновения вражеских разведчиков и диверсантов. Командование фронта особенно беспокоила сохранность железной дороги и средств связи. К чести рузских бойцов и всего населения Рузского района Московской области, на этом участке противнику не удалось совершить ни одной диверсии. По воспоминаниям бойца батальона П.Ф. Дужева боевое крещение Рузский истребительный батальон получил в день первого налета фашистской авиации на Москву – 22 июля 1941 года, когда удалось захватить в плен экипаж бомбардировщика, сбитого в районе деревни Ватулино. Затем бойцы ежедневно в круглосуточном режиме несли вахту на посту воздушного наблюдения в Рузе, оповещая жителей о воздушном нападении, а также охраняли Старорузский мост.
Всего же за время боевых действий батальоном было обезврежено более десятка диверсантов-парашютистов и задержано несколько дезертиров, просочившихся в тыл вместе с беженцами. А с приближением к району немецко-фашистских войск бойцы истребительного батальона были переведены в партизанские отряды или направлены в ряды действующей армии. А все относящиеся к батальону документы, списки партизан, ведомости вооружения, являлись строго секретными, и подлежали в случае опасности уничтожению в первую очередь. Когда 18 октября 1941 года город Руза была оставлена советскими войсками, документы районного архива были уничтожены. Точная дата формирования нового состава истребительного батальона в Рузе, может быть определена по приказу № 1 от 10 марта 1942 г., когда в исполнение обязанностей его командира вступил Белобородов. Комиссаром батальона был назначен Н.А. Филицин (Фелицын), начальником штаба — Виктор Иванович Серегин, старшиной батальона — Василий Андреевич Никонов.
Также из документов следует, что в 1942 году группа минеров батальона вместе с армейскими саперами, несмотря на невосполнимые потери, проделали колоссальную работу по разминированию. Приказом от 4 апреля объявлялось о гибели при расчистке и разминировании дорог таких бойцов, как Михаил Федорович Сладков, Василий Федорович Павлов и Алексей Иванович Григорьев. Спустя почти две недели взорвавшаяся мина унесла жизнь Ивана Лаврентьевича Ульянова. Вскоре другому бойцу – И.В. Бузинову удалось обнаружить и ликвидировать немецкую мину самого здания комендатуры в Рузе, но через 20 дней он погиб при разминировании дороги у подсобного хозяйства Дома отдыха «Кожобъединения».
Последний приказ по батальону относится к 9 августа 1945 г., когда командир батальона Карякин убыл в отпуск, а его заменил старшина Казырин. И на этом героический путь Рузского истребительного батальона второго формирования завершился, а его бойцы приступили к мирной жизни.