Никто не забыт, ничто не забыто!

6 мая 2024

Приближается Великий праздник — День Победы!

Это праздник памяти, чести, достоинства, праздник со слезами на глазах. Это слезы радости и скорби одновременно. Так давайте же, в преддверии Дня Победы, вспомним тех наших земляков, кто часто ценой своей жизни приближал нашу Победу, те страшные моменты истории, которую пережила Лотошинская земля. А помогут нам в этом страницы газеты «Сельская новь», которая бережно храниться на стеллажах фонда в территориальном отделе городского округа Лотошино Центрального государственного архива Московской области.

 

 

 

 

 

Раиса Ионова

Родилась Рая Ионова в 1925 году. Жили они вдвоем с матерью, без отца, на самой окраине пос. Кировского. Летом сорок первого года она окончила восьмой класс, а в девятый идти не пришлось — началась война. 17 ноября 1941 г. Лотошинский район был полностью занят врагом. В центр поселка ходить боялись: там находилась комендатура, рядом фашисты оборудовали виселицу. После каждой метели или снегопада немцы выгоняли жителей поселка расчищать дороги, выходила на работу и Рая. Дикие зверства, убийства продолжались на протяжении всего времени оккупации. К середине января 1942 г. фронт приблизился к границам Лотошинского района. В течение нескольких дней отступающие фашистские войска проходили через поселок. В ночь с 15 на 16 января 1942 г. оккупанты начали жечь пос. Лотошино. Всю ночь над поселком стояло огромное зарево: горели жилые дома, школа, больница. Под утро дошла очередь и до дома Ионовых. Пока горела изба, Рая вместе с матерью стояли в стороне, на огороде. Вдруг они заметили, что мимо них по дороге движутся две подводы. Немцы отъехали от поселка метров 300-400 по дороге на Ошейкино и г. Волоколамск, остановились, развернули лошадей. Потом начали вынимать что-то из повозок и закапывать на дороге и по обочинам на расстоянии 15-20 метров. «Дорогу минируют», — догадались Ионовы. Наконец фашисты подъехали к развилке дороги на Волоколамск, заминировали и ее. Потом сели в сани и, настегивая лошадей, погнали вскачь — видимо, торопились. «Если немцы отступают, значит, скоро должны прийти наши, — подумала Рая. — Надо их предупредить, иначе сколько людей могут погибнуть».

Однако прошло не более получаса, как Рая, всё время наблюдавшая за дорогой, заметила, что со стороны Новошина движется группа людей в белых маскировочных халатах. Она побежала им навстречу по полю, проваливаясь в глубокий снег, торопилась что было сил и вскоре выбралась на дорогу. Выйдя навстречу группе разведчиков из морской стрелковой бригады, девушка рассказала им, что видела, как немцы минировали дорогу, и вызвалась показать минное поле. Вместе с пожилым сапером Рая отправилась на опасное задание. Вдвоем они извлекли из-под снега на дороге и обочинах больше двух сотен мин. В одном из мест девушка просчиталась, наступила на мину, которая взорвалась. Рая получила смертельные ранения, спасти ее уже было невозможно. Моряки похоронили Раю Ионову со всеми воинскими почестями, как солдата. Весть о подвиге девушки разнеслась далеко за пределы 62-й морской стрелковой бригады, освобождавшей Лотошинский район. Ведь благодаря своевременному разминированию дороги была дана возможность быстрому наступлению колонн Красной армии. Бойцы поклялись отомстить за гибель юной патриотки.

По ходатайству командира 62-й отдельной морской стрелковой бригады В.М. Рогова, приказом по войскам Северо-Западного фронта от 5 марта 1942 г. Рая Ионова была посмертно награждена орденом Красной Звезды. Улица в пос. Лотошино носит имя Раисы Ионовой.

Самойлова Анна и Быкова Валентина

 Эти девушки повторили подвиг Зои Космодемьянской: приняли мученическую смерть, но никого не выдали врагам. В декабре 1941 г. войска, оборонявшие г. Москву, перешли в контрнаступление, часть Лотошинского района была освобождена, в том числе и родная деревня девушек — Кельи. Валентина и Анна категорически заявили родителям, что уходят на фронт. Девушек сначала направили в ближайший дивизионный медсанбат ухаживать за ранеными солдатами. На фронте же в это время положение осложнилось. Части 30-й армии, освободив от гитлеровцев северо-восточную часть района, вышли на рубеж деревень Дьяково-Калицино и, встретив упорное сопротивление, неся большие потери, вынуждены были приостановить наступление. Фашисты оборонялись с фанатическим упорством. Две недели советские войска не могли прорвать оборону немцев.

Для продолжения наступательных операций наши войска нуждались в точных разведданных о расположении войск противника, его силах, оборонительных сооружениях, резервах. Девушки-комсомолки вызвались пойти в разведку в немецкий тыл. Ночью 10 января 1942 года их переправили через линию фронта. 13 января к околице села Марково подошли две молоденькие, одетые по-городскому девушки. В крайнем доме они спросили, у кого бы можно переночевать. Им ответили, что в селе расположен немецкий штаб и развешаны приказы, гласившие, что никого постороннего не принимать, иначе — расстрел, как за укрывательство партизан. Нужно идти к старосте, он скажет, у кого можно остановиться на ночлег. Староста Александр Конюшев проверил их документы и оставил ночевать в своем доме. Утром он сообщил девушкам, что должен доставить их в немецкий штаб, таков порядок, там проверят документы и отпустят. Девушки стали его упрашивать, чтобы он их отпустил, но староста был неумолим. В штабе Конюшев оставил девушек и, не взглянув на них, ушёл. Девушкам предложили рассказать правду, кто их послал, с каким заданием, из какой части, с кем встречались в тылу — тогда им будет гарантирована жизнь. Под вечер шесть автоматчиков повели Валю и Аню на расстрел в сад.

«Девушки шли с трудом, еле передвигая ноги. Одна шла по снегу в носках, другая и вовсе в тонких чулках», — вспоминали местные жители. Их мучили еще с полчаса. Потом раздались выстрелы. Через несколько дней Марково было освобождено нашими войсками. Когда разведчиц хоронили, обнаружилось, каким чудовищным истязаниям они были подвергнуты. У каждой на теле более десятка ножевых ран, кисти рук между пальцев были разрезаны, у одной выколоты глаза. Девушки приняли мученическую смерть, но никого не выдали врагам.

В середине 1950-х в д. Марково-Корневское на месте казни девушек-разведчиц был установлен памятник. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне издательско-торговым центром «Марка» был выпущен конверт с изображением советских разведчиц Валентины Быковой и Анны Самойловой.

Котлов Николай Степанович

Как только началась война, тысячи лотошинцев были призваны в армию, многие ушли добровольцами и храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны.

В 1918 году в деревне Борки родился Николай Степанович Котлов. После окончания семилетней школы в деревне Власове он устраивается на работу в г. Москве. Здесь сбылась его давняя мечта — стать летчиком. Окончив аэроклуб, Николай Котлов поступает в Борисоглебскую авиационную школу и успешно заканчивает ее в 1940 году. Война застала его на одном из аэродромов 43-го истребительного авиационного полка Юго-Западного фронта. На своей «Чайке» (истребитель И-153) он защищал небо над г. Киевом, уничтожал вражеские переправы на реке Десне, в групповых боях сбивает три вражеских самолета. В первые месяцы войны он уже совершает 104 боевых вылета, в том числе 32 вылета на самое опасное задание — на штурмовку наземных войск противника, каждый раз прорываясь через лавины заградительного зенитного огня. Командование награждает отважного сокола орденом Красного Знамени.

 

В феврале 1942 года во время взлета на И-16 Н.С. Котлов потерпел катастрофу, получив сложный перелом правого бедра и многочисленные ожоги. Более полугода он провел на госпитальных койках. Осенью 1942 года Н.С. Котлов приехал в родную деревню. Он сильно хромал, мог ходить только с палкой — нога стала короче. Война огненным смерчем прошлась по родным местам. Из 30 домов в Борках осталось только семь. К счастью, уцелел родной дом. Казалось бы, теперь можно и отдохнуть, ведь с таким ранением на фронт не брали, а о самолете нечего было и мечтать. Но душа страдала — так много зла сотворили фашисты на родной земле. Ненависть к врагу была так сильна, что Николай Степанович Котлов уехал на фронт. Он прибыл в 581-й истребительный авиационный полк, когда тот вел бои под г. Сталинградом. Командиром полка был Герой Советского Союза В.И. Шишкин, боевой друг по 43-му истребительному авиационному полку. Он доверил Николаю Степановичу Котлову Як-1, а техники приспособили для летчика удлиненную педаль, так что хромота при полетах не была помехой. Н.С. Котлов стал обучать молодых пилотов, передавая им свой боевой опыт.

2 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи 55-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Н.С. Котлов в паре с младшим лейтенантом Грачевым отражал массированный налет фашистских бомбардировщиков на г. Курск, через который шли военные грузы советским войскам, готовящимся к сражению на Курской дуге. Сотни бомбардировщиков противника в сопровождении большого количества истребителей непрерывно атаковали важный железнодорожный узел города. Вот что написала газета «Правда» 19 июня 1943 года в статье «Богатырский подвиг». Статья была передана в редакцию газеты непосредственно из действующей армии по телеграфу — она наиболее точно отражает подвиг краснозвездного аса. «Вражеские бомбардировщики шли двумя группами с разных направлений. Прямо с хода, со стороны солнца, самолеты Як-1 атаковали врага. На стороне немцев было численное превосходство, на нашей — внезапность и преимущество в высоте. Советские летчики отсекли основную группу немецких истребителей от «юнкерсов» и связали их боем. Основные же силы наших истребителей направили свой удар по фашистским бомбардировщикам.

В разгар боя старший лейтенант Н.С. Котлов заметил, что с другой стороны к городу пробивается еще одна группа бомбардировщиков. Выше них шли истребители «фокке-вульф» и «мессершмитты». Не раздумывая, он вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Грачевым бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Внизу, под крылом его самолета, лежал город. Тысячи жителей, так же, как и бойцы наземных войск, с волнением наблюдали этот неравный бой. Словно огненным мечом, трассами снарядов и пуль он рассекал строй «юнкерсов» и «хейнкелей». Вот на землю упал первый бомбардировщик. Десять немецких истребителей сверху, сзади и снизу набросились на самолет Н.С. Котлова. Ведомый, защищавший своего командира, был сбит. В эти секунды от руки Николая Степановича Котлова на землю полетели горящими два «мессершмитта».

Отважный гвардеец, оставшись один, не прекращал атаки, упорно пробивался к бомбардировщикам. Увернувшись от огня четверки немецких истребителей, он взмыл вверх и камнем бросился в гущу «хейнкелей». Еще один вражеский самолет рухнул вниз. Гвардеец оказался в кольце, но продолжал биться. Вражеский снаряд оторвал ему выше колена правую ногу. Напрягая все силы, он прицелился и сбил еще один истребитель. Самолет Н.С. Котлова горел. Последним усилием воли пилот выбросился с парашютом. Смертельно раненого героя подобрали на земле наши пехотинцы. Потеряв ногу, он истекал кровью, две пули прошли навылет через его грудь. Через несколько минут он умер на руках товарищей.

Похоронили Н.С. Котлова в деревне Верхние Холчи со всеми воинскими почестями. В момент похорон летчики авиационного полка, в котором он служил, выполняли в воздухе фигуры высшего пилотажа и салютовали огнем пушек и пулеметов. Затем с аэродрома взлетел сам командир полка Герой Советского Союза майор Василий Шишкин, свечой ушел он на высоту, вращая самолет. Командир делал виражи до тех пор, пока тело его боевого товарища не опустили в могилу.

Сразу же после гибели Н.С. Котлова командир 55-го гвардейского истребительного авиаполка В.И. Шишкин представил его посмертно к званию Героя Советского Союза, но командование 1-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии и 16-й воздушной армии внесло предложение о награждении летчика орденом Отечественной войны 1-й степени. 25 мая 1952 года останки Н.С. Котлова были перезахоронены в сквере павших героев города Фатеж Курской области. В Лотошинском районе Ушаковская средняя общеобразовательная школа носит имя нашего героя-земляка.

Александр Иванович Фокин

Александр Иванович Фокин родился 15 ноября 1911 года в бедной крестьянской семье в д. Палкино Старицкого уезда Тверской губернии. После службы в армии он, как и многие его сверстники, приехал из Подмосковья искать работу в столице. Целеустремленный юноша пришелся по душе кадровикам завода № 33 и ему предложили командовать отделением военизированной охраны, затем он был назначен комендантом предприятия, которое впоследствии стало известным в стране заводом «Знамя революции».

Началась война. Вместе с руководителями завода А.И. Фокин занимался вопросами усилением охраны предприятия, противовоздушной обороны, подготовкой к аварийно-спасательным работам. Но он рвался на фронт. И в мае 1942 года добился вторичного призыва в Красную Армию. Он был направлен на курсы в Московское Краснознаменное училище имени Верховного Совета РСФСР. А в марте 1943-го лейтенант А.И. Фокин уже в 8-й гвардейской армии легендарного Василия Ивановича Чуйкова. Командовал учебным взводом, ротой автоматчиков. Именно его роте было доверено выполнение очень ответственного, личного задания командарма.

1 августа 1944 года рота скрытно форсировала реку Вислу, молниеносно завладела двумя передовыми линиями обороны противника, а затем уничтожила колонну врага. В ходе операции ни один солдат роты не только не погиб, но и не был ранен. Впоследствии с Магнушевского плацдарма войска 1-го Белорусского фронта нанесут сокрушительный удар по врагу, продвинутся от реки Вислы до реки Одера и выйдут на подступы к г. Берлину, который заместитель командира батальона гвардии капитан Александр Иванович Фокин героически штурмовал со своими боевыми товарищами. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Александру Ивановичу Фокину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он прослужил в Советской Армии до 1961 года. После выхода в отставку занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Умер Александр Иванович в 1989 году.

Средняя общеобразовательная школа в д. Савостино носит имя отважного героя. Бюст Героя Советского Союза Александра Фокина установлен в здании школы. В фондах Лотошинского историко-краеведческого музея хранятся материалы и фотографии А.И. Фокина. В военном зале музея есть витрина, посвящённая ему, в которой расположены личные вещи, а также бюст Героя Советского Союза А.И. Ф

 

Отправить в:
Gmail
Mail.Ru
Яндекс.Почта