«Если мы хотим женщину внедрять в производство, так ее семью тоже нужно куда-то пристроить – это наша задача», – гласил один из протоколов профсоюзных собраний, 1923 г.

2 октября 2021

Ясли фабрики Петра Алексеева. Фото из фонда Профсоюза Медсантруд. Ф.136. Оп.2. Д.141. Л.24.

«Если мы хотим женщину внедрять в производство, так ее семью тоже нужно куда-то пристроить – это наша задача», – гласил один из протоколов профсоюзных собраний. Огромной проблемой стала нехватка мест в яслях. Освобожденным от «домашнего ига» женщинам попросту не с кем было оставить своих детей после истечения шестинедельного отпуска по уходу за ребенком. Они нередко были вынуждены нанимать няню, пока добьются места в яслях или «очаге». На заседании пленума фабкома Кудринской Государственной Суконной фабрики была рассмотрена просьба работницы определить двух детей в колонию ввиду «плачевного семейного положения». Таких семей тогда было немало. «Снабжение на линии очень плохое. Особенно нужно обратить серьезное внимание на снабжение детей. Они ничего, кроме хлеба, не видят. Не каждая мать даже может купить молока. Много мы говорим на конференциях и на съездах о том, что питание детей нужно улучшить, наше будущее молодое поколение нужно поддержать, и хотя бы немного, но масла все же давать, т[ак] к[ак] жиров ребята совершенно не видят. В Москве все есть, и хоть частицу нужно давать и на линию».

(МОАЦ. Ф.144. Оп.1. Д.119. Л.7-7 об.; Ф.187. Оп.1. Д.56. Л.61об.,71)

Помимо нехватки яслей и детских садов в 1920-1930-х годах существовала проблема школ для детей рабочих. В борьбу за создание сети детских дошкольных учреждений и школ активно включались и сами работницы. Так, например, проблема отсутствия «очага» (детского сада) и плачевного состояния школы при фабрике обсуждалась на общем собрании женщин-работниц при Кудринской государственной суконной фабрике, проведенном совместно с фабричным комитетом. Собрание приняло решение позволить работницам оставлять детей до четырех лет в яслях при фабрике, а фабричному комитету – войти с ходатайством перед профсоюзными органами об открытии очага. «Что же касается ремонта школы при фабрике, собрание обратилось к рабочим с предложением отработать один день «на ремонт школы». В дальнейшем практика строительства детских дошкольных учреждений и школ фабриками и заводами с последующим шефством над ними продолжала существовать на протяжении всего советского периода.

(На первом фото: «Ясли, Фабрика №32 «Москвошвей». Фото из фонда Московского губернского отдела профсоюза работников швейной промышленности. 1921 г., Ф.200. Оп. 3. Д.206. Л.10 об.)

Ребенка могли исключить из яслей по причине присутствия родственников, могущих ухаживать за ними. Такие дети именовались «разгруженными», им выдавалось молоко и другие продукты. Ясли нередко закрывались в связи с Госотпуском рабочих. Во время остановки фабрики работа яслей также приостанавливалась, пайки детям не выдавались, за исключением молока, согласно отношению Здравотдела. За время перерыва в работе на фабрике планировалось проведение ремонта. Работницы фабрики приняли решение обратиться в Здравотдел с просьбой об увеличении числа персонала в яслях, дабы избежать их закрытия.

(МОАЦ. Ф.144. Оп.1. Д.116. Л.69.)

Существовали проблемы и со школами. Профсоюзы оказывали помощь дошкольным и учебным заведениям. О работе яслей и школ при Пушкинской красильно-аппретурной фабрике было решено: «Войти фабкому в переговоры с Мосздравотделом, чтобы детей до 4-х летнего возраста оставить в яслях. По ремонту школы обратиться к общему собранию рабочих отработать один день на ремонт школы. В дальнейшем обратить фабкому внимание и войти с ходатайством перед высшими профорганами об открытии очага при ф[абри]ке».

(МОАЦ. Ф.144. Оп.1. Д.119. Л.81)

 

 

 

 

 

 

 

Отправить в:
Gmail
Mail.Ru
Яндекс.Почта